Кто против строительства ГКК Альпика – Сервис
Многострадальное строительство ГКК Альпика — Сервис — новый виток препон
Я был на прошедших 14 апреля в Адлере общественных слушаньях по ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду) на строительстве ГКК «Альпика – Сервис» в качестве единственного жителя Красной Поляны.
Тема: ОВОС по объекту «Горноклиматический курорт «Альпика-Сервис», в том числе объекты олимпийской инфраструктуры, канатная дорога «Аибга-2» и сооружения инженерной защиты, технологическая дорога, пешеходный переход, антенно-мачтовое сооружение №2 (проектные и изыскательские работы, строительство). Этап строительства 4.2.2. Строительство ГКК Альпика – Сервис длится все время пока существует курорт — 25 лет. Однако строительство превращается в долгострой. Кому это выгодно?
Остальные участники обсуждения, за вычетом президиума и представителей застройщика в количестве около 10-15 человек в основном были дамы постбальзаковского возраста не только не имеющие отношения к Красной Поляне и последствиям строительства, но судя по их выступлениям давно не бывавшие там и ничего не понимающие ни в горнолыжной индустрии, ни в экономике горных курортов, ни в строительстве. Мало того, иные не в курсе, что курорт существует 25 лет и все это время строится и перестраивается. Им видится, что строят его с самого начала.
Историческая справка строительство ГКК Альпика — Сервис
1992 год – начало строительства ГЛК «Альпик- Сервис»
1993 -2001 гг – ввод в эксплуатацию 4 очередей канатных дорог (с 540 м до 2238 м). Курорт становится крупнейшим в России – 17 км трасс и по абсолютному перепаду попадает в мировой ТОП 10.
2007 год – подготовка плана реконструкции и расширения курорта к Зимней Олимпиаде 2014 с инвестициями 100 млн долларов
2008 год – в результате конфликта между тогдашним губернатором А. Ткачевым собственники ГЛК «Альпика – Сервис» вынуждены продать курорт за «3 рубля» «Газпрому» (источник)
2011 год – курорт закрывается на реконструкцию с обещаниями «Газпрома» открыть его в 2013 году. Обещания не выполнены — курорт не работает до сих пор и открытие в этом году не гарантированно.
За время подготовки к Олимпиаде на ГЛЛ «Альпика – Сервис» построена 1 очередь комбинированной канатной дороги «Аигба1» (после Олимпиады закрыта для туристов), Центр санного спорта «Санки», крупнейшая в мире гондольная дорога на Пихтовую поляну ГТЦ «Газпром». С ГК «Роза Хутор» на верхнюю станцию «Аибга1» построена гондольная дорога «Тироль» (после Олимпиады закрыта для туристов).
Есть планы соединить ГКК «Альпика – Сервис» канатными дорогами с соседними курортами ГВК «Горки Город» и ГК «Роза Хутор» в рамках введения единого ски-пасса в течении 2-х лет.
На первой стадии ГКК «Альпика – Сервис» откроется 5 очередей канатных дорог в Сулимовский цирк, на второй стадии – канатная дорога «Аигба6» к месту старой верхней станции курорта. Планируется освоить и южный склон до отметки 1900 м с двумя канатными дорогами. Сроки реализации проекта, ввода в эксплуатацию не известны и мало предсказуемы, судя по срыву сроков реконструкции на 4 года, а может и больше.
В настоящее время несмотря на то, что ГКК «Альпика – Сервис» официально закрыта для катания – ее активно раскатывают любители внетрассового катания со стороны ГК «Роза Хутор». Ежедневный трафик в разгар сезона достигает 100 катальщиков и более. Это ведет к постоянным конфликтам с охраной курорта, риску для катальщиков травмироваться о строительные конструкции и технику, вероятность спуска катальщиками лавин на строящиеся объекты и рабочих. Есть предчувствие, что это может закончится плохо.
Перед общественными слушаниями по ОВОС проектная документация была выставлена для ознакомления в Сочи и Красной Поляне. Это два тома суммарно более 800 страниц технического текста и схем, мало понятных неспециалистам. В этом признавались и обсуждавшие проект. В начале слушаний выступил представитель проектантов с короткой презентацией основных факторов на 30 страницах Microsoft PowerPoint.
Далее выступали представители экологов. Причем все выступления были как под копирку. Вплоть до количества и содержания замечаний. И не удивительно – зачитывали они их с ксерокопированного конспекта. Звучали реплики и с мест.
Общее мнение всех выступивших категорично отрицательное. Запретить и закрыть строительство.
Причем основным приемом выступавших была демагогия на основании вырванных из контекста деталей и фактов. Например – если говорится о охране артефактов – то раздаются крики об их уничтожении. В этих несколько истеричных выступлениях если и были крупицы здравого, то их было не расслышать в потоке извращенных фактов.
Было ощущение, что изучал документацию и готовил контраргументацию специалист, а озвучивали ее ораторы, не имеющие достаточной квалификации и поэтому временами сами путающиеся в тексте.
Часть замечаний было чистыми придирками по формальным процедурам, не влияющим на ОВОС.
Однако я не склонен считать проект по ОВОС идеальным. Каждый день наблюдая объем строительства понимаешь, что наворочено там прилично. Но цифра в 5 млн рублей на рекультивацию, пусть даже на одном этапе строительства, выглядит смехотворно. При стоимости строительства только канатной дороги в 20 – 30 млн долларов. А ведь на этой стадии строительство еще нескольких объектов. Надеюсь, что в процессе государственной экспертизы проекта специалисты смогут более аргументировано уточнить цену вопроса.
За кадром остался кукловод спектакля под названием «публичные слушанья» и вопросы: зачем нужно требовать «нулевой вариант» — остановки строительства и кому это выгодно. Слушанья несомненно нужны (знаем мы строителей), но превращать их в шоу с непонятными задачами?
Я сам целиком и полностью за строительство горнолыжных курортов. Я объехал около двух десятков стран и всю Россию с целью катания на лыжах. Много работал в освещении деятельности горнолыжной индустрии и спорта. Но во всем нужно соблюдать разумный баланс.
Дикую природу не сохранишь – такова диалектика прогресса. Даже в Антарктиде животные не защищены от воздействия человеческой среды.
Но можно флору и фауну социализировать. По образцу национальных парков (не Сочинского!!!), где звери не боятся человека, находясь в общей среде обитания. Вот медведи успешно осваивают Красную Поляну – одних видеороликов за год появилось десятки.
Более подробный материал по слушаньям напечатан в газете «Краснополянская правда»